Испанская хота
Многие из жителей Арагона имеют иберийское происхождение, и на эту часть страны имеют большое влияние мавританские традиции, следовательно, некоторые говорят, что происхождение танца является, по сути, мавританским. Тем не менее, существует множество различных вариаций танца в зависимости от региона, так, например, в Валенсии , Кастилии, Наварре, Кантабрии, Астурии, Галисии и Мурсии — везде танцуют хоту, но в каждом регионе она немного отличается.
Танец визуально очень радует глаз - танцоры практически всегда одеты в традиционные местные костюмы, музыка сопровождается кастаньетами. Мужчины и женщины танцуют обычно попарно. В классическом варианте, Хота - скорее, театральная постановка с танцорами в более экстравагантных костюмам. Тем не менее, танец в таком виде практически не используется в менее формальных, повседневных условиях.
Песни, исполняемые во время хоты, основаны на разнообразных темах, таких как патриотизм, религия, сексуальные подвиги, любовь и брак. Подобные песни предназначены, чтобы пробудить чувство национального самосознания людей и сплотить сообщество. Поэтому хоту танцуют как на похоронах, так и на свадьбах или при рождении ребенка. Патриотические арагонцы считают, что когда девушка танцует хоту, она способна пленить сердце любого мужчины. Танец также распространился в испаноязычных странах — к примеру, в Парагвае в городе Пилар проходит ежегодный фестиваль города, ключевой событие которого — танец хоты.
Хота — довольно быстрый танец, хотя все же некоторые утверждают, что темп 6/8 лучше приспособлен под поэтическую и хореографическую структуру танца. Различные варианты танцев имеют разные стили, например, кастильская версия использует гитары, бандуры, лютни, дульзаины и барабаны, а галисийцы также используют волынки, барабаны и "бомбос".
Первоначально, арагонская Хота была довольно сложным в исполнении танцем. Кастильский вариант танца - гораздо быстрее классического, но при этом более спокойный в общем. Хота была привнесена даже на Филиппины во время испанского колониального периода на Филиппинах. Она исполнялась испанскими мужчинами и женщин и во время общественных мероприятий, таких как свадьбы, и филиппинцы переняли этот танец, сделав из него свою версию, в которой сочетается испанская и филиппинская хореография и музыка.
Несколько неиспанских музыкантов включили хоту в свою музыку – к примеру, французский композитор Жорж Бизе в своей знаменитой испанской опере "Кармен", а также другой известный французский композитор Сен-Санс.