Сценический танец
В отличие от собственно народного, сценический танец подчинен условиям его исполнения насценических подмостках. Это определяет многое: и отсутствие четвертой стены, то есть открытость на зрителя, и законы перспективы, и требование законченности, определенности формы, и временные рамки, и еще многое другое.
Естественно, что в этом случае народный танец как бы остается тем же, но и становится другим, что и закреплено в понятии сценический.
Навыки сценического решения танца приобретались вместе с развитием других видов искусства, в частности театрального. Мы уже говорили о месте танца в античном театре. Во многом жанр спектакля определял и характеристики танца, обусловливая его место в театре.
Вместе с музыкой, песней, словом танец вышел и на подмостки представлений, устраиваемых по всему миру бродячими актерами.
Большое место занял танец и в музыкальных спектаклях. Рано определилась его значительная роль в опере.
Постепенно у мастеров танцевального искусства сложился сценический опыт, позволивший выделить сценический танец в самостоятельный вид театрального искусства, где целое действо, развернутый сюжет раскрывались лишь средствами музыкально-пластической выразительности.
Продолжал жить сценический танец и в драматических спектаклях. И сегодня в драматическом театре он является одним из компонентов в решении сцены, образу.
Танец в драматическом театре. Танец, как мы уже говорили, повествует о жизни, о человеческих судьбах и страстях, и в этом повествовании может стать одним из выразительных средств. Он сопровождает жизнь человека от его рождения до смерти. Он может рассказать о жизни и быте народа, о времени и нравах, о темпераменте и характере народа, его исполняющего.
Внесение в сцены спектакля танца соответствующей сграны и эпохи воссоздает исторически точную атмосферу. Примеров тому множество: бассдансы, паваннг гальярда — для драм Шекспира; менуэт или гавот -для пьес Мольера; французская кадриль, полонез или котильон — для «Евгения Онегина» Пушкина. Назван ные выше бытовые танцы народные, илибытовые танцы, салонные помогают воссозданию в драматическом спектакле правды жизни.
Такие танцы возникают по ходу пьесы в тех сценах где и в жизненных ситуациях они были бы уместны. На пример, в картине бала и праздника, маскарадо и гуляний, семейных и календарных обрядов.
Бытовые танцы — это один из видов сценической танца в драматическом спектакле. А потому они долж ны нести сценическую- образность, органически включаясь в общий строй пластического образа спектакля.
Другим видом танца в драматическом спектакле является танец, который можно определить как концерт или концертный номер в спектакле. Он также возникает в сценах, где действующие лица присутствуют при каком-либо танцевальном зрелище. Несмотря на кажущуюся несвязанность с развитием действия, он должен соответствовать внутренней логике всего спектакля и систем его образной партитуры.