Танго – это маленькая жизнь
Что значит танго? Когда-то давно это было просто слово, и сейчас так много версий его происхождения, что никто достоверно не ответит, из какого оно языка заимствовано и что обозначает. Потом так стало называться место, где люди собирались танцевать, а потом уж танго превратилось в название танца. А сейчас, в наши дни, это уже не просто танец, нынче это философия жизни.
И среди всего многообразия форм – финское танго, бальное танго – особое место занимает аргентинское танго. Когда говорят «аргентинское танго», тут же добавляют слово «аутентичное», желая подчеркнуть, что именно этот вид сохранил традиции самого первого танца, придуманного в Аргентине и Уругвае местными жителями и чернокожими рабами. Но дело не только в сохраненной танцевальной традиции, главное – это сам дух танца.
Давайте представим себя жителями Аргентины начала 19 века. Бурное развитие страны, классовое расслоение, сотни тысяч мигрантов и рабов. В этом перенаселенном уголке Земли в какой-то момент оказалось огромное количество интересных людей и волнующих судеб: испанцы, португальцы, русские, поляки, коренные аргентинцы и африканские рабы соседствовали друг с другом, проникали в жизнь и культуру друг друга. Конечно, такой обмен музыкой, танцами, историей обогащал каждого участника, и в какой-то момент рождение культурного феномена было неизбежно.
И таким новорожденным малышом стало танго. И с самых первых дней этот танец был провозглашением свободы и мечты. Ну кто в те далекие времена мог быть новатором? Только самые отчаянные – в большинстве своем приезжие молодые люди, мечтающие разбогатеть в Аргентине и собирающиеся по вечерам в порту, на скотобойнях, в барах, танцевальных залах и борделях. Днем эти парни вкалывали до седьмого пота, а вечерами вели совершенно иную жизнь – наряжались франтами, всенепременно брали с собой ножи и отправлялись самоутверждаться, доказывать всем вокруг, и в первую очередь себе, что каждый из них лучший и достойнейший. И свою жажду свободы от условностей мира эти сорви-головы выражали в танце. Сначала, правда, это был очень опасный танец, даже не танец, а драка на ножах, настоящий мужской поединок, который мог начаться из-за любой ерунды. Наверное, так и было бы танго способом выяснить, кто лучше, если бы не женщина – в один прекрасный день местная роковая красотка подошла к одному из дерущихся, обняла его и развернула лицом к себе и другим победам. С тех пор танго стал одним из самых завораживающих и волнующих парных танцев.
Больше ни в каком танце не найдете вы такой потаенной страсти и накала эмоций, как в танго. Музыка здесь божественная – она понятна всем, и в любой мелодии слушатель найдет что-то свое, очень родное и близкое, и сердце волнительно отзовется и ухнет в пятки.
Каждое новое танго – это импровизация, и никто не знает, что произойдет за одну мелодию. Собственно, и пары формируются совершено удивительным образом – в тот момент, когда встречаются взгляды мужчина и женщина, появляется искра, и кажется, что даже воздух поменял свой химический состав. Время останавливается, и эти двое медленно идут навстречу друг другу, словно в ватном тумане, и окружающие постепенно начинают исчезать, растворяться в пространстве, оставляя их наедине друг с другом и с музыкой. И вот сейчас эти двое начнут знакомиться, они начнут узнавать друг друга и наверняка между ними возникнет что-то особенное. Неважно, что через несколько мелодий они разойдутся, ценно другое – ощущение близости счастья. И поэтому творцы танго танцевали каждый танец, как последний, вкладывая в него всю свою душу.
Конечно, обойти вниманием аргентинское танго невозможно – этот танец объехал весь свет и в начале 20 века полностью покорил весь мир, став одним из самых популярных танцев в школах танцев. И уже целый век танго победно шествует по всему миру, с каждым годом набирая все больше и больше фанатов. В доказательство того, что танго – это не просто танец, 30 сентября 2009 года ЮНЕСКО объявило этот танец объектом Всемирного наследия. И каждый год 11 декабря, в день рождения короля танго Карлоса Гарделя, отмечается День танго.
В Доме Танца Bossa Nova этот танец всегда был на особом счету. И сейчас аргентинское танго преподают очень разные по характеру, но одинаково талантливые преподаватели – Петр Лихачев, Сергей Кривов, Дмитрий Резцов и Роман Зайцев. Для каждого из них танго свое, индивидуальное, и каждый любит его по-своему, выделяя для себя квинтэссенцию танца.
Петр Лихачев: «Танго является самым парным танцев из всех, и самое главное, что может здесь быть, - это взаимодействие танцующих. Это мужчина и женщина, которых соединила мелодия, и чтобы все сложилось, им надо довериться друг другу и услышать желание партнера. Танго – это полная импровизация, и если не будет взаимопонимания и настроенности на какую-то единую волну, ничего не произойдет, не случится магии этого танца. И здесь все гениально просто: женщина призвана быть ведомой и покорной, а мужчина – сильным и мужественным ведущим».
Сергей Кривов: «Для меня самое интересное и важное в танго – это состояние, которое оно дарит. Когда танцоры хоть немного владеют шагами и начинают думать не о них, а о музыке, их посещает состояние, чем-то напоминающее транс. Партнер осмысленно делает первый шаг, а потом отдается во власть захвативших его ощущений – это и музыка, и дыхание танцующей рядом с ним женщины, и какое-то слегка уловимое покачивание воздуха, которое переносит пару в иное измерение, полностью отличное от нашей привычной жизни. И они уже не стремятся контролировать собственное тело, наоборот, они ловят любые его сигналы и получают удовольствие от происходящего».
Дмитрий Резцов: «А меня привлекает абсолютная искренность танго. В этом танце невозможно обмануть друг друга, оно предполагает полное доверие, без этого танго будет каким-то формальным. Не зря это танец очень близкого объятия – ведь мы не будем обнимать кого угодно, мы дарим свое тепло только людям действительно ценным и важным. То же самое можно сказать и про сам танец, который каждый раз становится откровением для тех, кто встал в пару».
Роман Зайцев: «Для меня танго – это игра между мужчиной и женщиной. Каждый раз, когда они становятся в пару, между ними происходит что-то необычное и захватывающее, то, что никогда уже больше не повторится. Это очень интересно, потому что танец позволяет паре людей быть разными и выражать то, что волнует прямо сейчас. В танго, как в любой игре, есть свои правила, которых все придерживаются, но которые иногда – ради чего-то нового и неизведанного – их можно и нарушить».
И неважно, какую точку зрения вы посчитаете самой близкой к реальности, все они истинная правда об этом удивительном танце. Хотя для танго подходит иной эпитет – волнующее. Оно действительно таково: в самом начале лишает внутреннего спокойствия, заставляет познавать партнера, погружает в музыку и какой-то необычный сердечный ритм, а потом окатывает гармонией, ощущением правильности происходящего и желанием продлить мелодию на несколько лет.
Наверное, что-то подобное испытывали те, кто создавал этот танец – мужчины, которые когда-то давно оставили очень многое и погнались за неизведанным, и женщины, которые готовы были любить и заботиться. Поэтому аргентинское танго и получилось таким многогранным и глубоким, как человеческая натура, оставляющим каждому танцующему право выбора и дарящим роскошь быть собой.