Хореография Израиля
Вклад евреев в мировую хореографию.
Несмотря на религиозные ограничения, сказавшиеся на развитии еврейской хореографии (см. выше), начиная с позднего средневековья и особенно в эпоху Возрождения некоторые евреи с успехом занимались хореографией в различных странах Европы. Например, имеются свидетельства, что врач Шломо бен Хасон из Сарагосы (Испания) в 1313 г. наставлял танцовщиков при католической церкви, как исполнять пляску, относившуюся, видимо, к какой-либо мистерии. В 15 в. в Италии прославился балетмейстер и учитель танцев Гульельмо да Пезаро, или Гульельмо Эбрео («Еврей»). Он был учеником основателя новой школы танца при феррарском дворе Доменико да Пьяченца и преподавал во Флоренции, где, по-видимому, был близок к дому Медичи. Впоследствии Гульельмо, очевидно, крестился и под именем Джованни Амброзио состоял на службе у герцогини миланской, которая направила его преподавать при неаполитанском дворе. В 1481 г. он был наставником Изабеллы д’Эсте в Ферраре. Гульельмо ввел в моду танцевально-мимическое вступление к большому спектаклю и поставил ряд новаторских для своего времени представлений. Известно, что в 1475 г., во время состоявшегося в Пезаро пышного бракосочетания герцога Сфорца с Камиллой Арагонской, молодежь еврейской общины города показала два представления. Первое включало торжественное появление царицы Савской в окружении еврейских танцоров; царица декламировала на иврите поздравление молодой чете. Во втором еврейские артисты представили средствами хореографии и декламации времена года и связанные с ними сельскохозяйственные работы, прося повелителей даровать им, прибывшим из дальних стран, поле, на котором можно трудиться. Возможно, это представление подготовил не Гульельмо, а его сын, который также был выдающимся балетмейстером. Большое значение для истории хореографии имеет написанный Гульельмо «Трактат об искусстве танца» (около 1463 г.), содержащий описания и ноты сочиненных им танцев, а также теоретическую часть, где рассмотрены значение связи танца с музыкой и элементы, которые определяют способность человека к танцу (чувство ритма, умение запоминать па в правильной последовательности и выполнять их, и т. д.). Гульельмо также оставил автобиографию, в которой описаны его странствия по Италии.