Танцовщик и хореограф Больм в Лондоне. Артистическая и светская карьера Кшесинской
![загруженное (16) загруженное (16)](http://dancingtips.ru/wp-content/uploads/2013/12/загруженное-16-300x118.jpg)
Балетмейстер, танцовщик, впоследствии педагог Адольф (Эмилий) Рудольфович Больм после окончания Петербургского театрального училища стал артистом балета Мариинского театра. Среди партнерш Больма были прославленные балерины А. Павлова, Ю. Седова и другие.
В 1907 году Больма пригласил М. Фокин для гастролей Мариинского театра в Москве. Адольф Рудольфович организовал в 1908 году первую зарубежную поездку А. Павловой, выступая ее партнером. В 1909 году вместе с Павловой совершил второе зарубежное турне.
«В 1909 и 1910 годах участвовал в Русских сезонах С. Дягилева... - писала исследователь творческой биографии Больма Г. Андреевская, - выступив в партии Главного воина (Лучника, "Половецкие пляски" на муз. А. Бородина) и, по признанию Фокина, был великолепен...»
Фокин писал по этому поводу: «Это самая лучшая его роль, и он остался ее лучшим исполнителем. Много видал я "Главных воинов", но для меня Больм остался "incomparable" (несравненным)...»
В 1910 году Эмилий Рудольфович выступал в Лондоне со знаменитой танцовщицей Л. Кякшт в «Empire Theatre». Он поставил для этих гастролей «Хореографическую фантазию». С 1911 года Больм начал выступать в «Русском балете» С. Дягилева, став ведущим солистом труппы. Спустя несколько месяцев его назначили репетитором труппы. Эту должность он совмещал с выступлениями. Его партнершами были Т. Карсавина и К. Маклецова.
Как отмечал биограф, в то время Больм создал партии Принца (Путника, «Тамара», композитор М. Балакирев), Дракона («Дафнис и Хлоя», композитор М. Равель) Исполина Амуна («Клеопатра», композитор А. Аренский), Пьеро («Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова), Иллариона в «Жизели» (композитор А. Адан), Голубую птицу («Спящая красавица» П. Чайковского) и многие другие.
После европейского триумфа Эмилий Рудольфович переехал в США. Исследователь творческой биографии Больма Г. Андреевская отмечала, что он был «высоко оценен... как хореограф, который в своей постановочной работе часто использовал музыку американских композиторов, занимал американских артистов и тем самым способствовал становлению американского балета... Больм вел и педагогическую деятельность... В процессе обучения он следовал методе Э. Чеккети, на каждом уроке задавая новые хореографические композиции, поражая своих учеников богатой фантазией и сложностью ритмического рисунка...» Знаменитый танцовщик умер в Америке в 1951 году, в возрасте шестидесяти пяти лет.
До лондонского успеха 1911 года в Русских сезонах С. Дягилева Матильда Феликсовна Кшесинская была уже известной и всеми почитаемой танцовщицей. После окончания Петербургского театрального училища она дебютировала на Мариинской сцене в 1890 году, исполнив па-де-де из «Тщетной предосторожности» вместе с танцовщиком театра Н. Легатом. Начало блестящей балетной карьере было положено.
Исследователь творческой биографии артистки А. Соколов-Каминский писал: «Параллельно с творческой началась другая, не менее важная в ее жизни, светская карьера. Знакомство с наследником, будущим императором Николаем II, ознаменовало начало биографии наложницы...»
После вступления наследника в законный брак их отношения прекратились, но Николай II продолжал оказывать покровительство бывшей возлюбленной. Кшесинская заняла привилегированное положение не только на службе, но и во всем театральном обществе. Однако ее успех танцовщицы только отчасти был достигнут благодаря высокому покровительству: безусловно, Кшесинская была талантлива. Биограф отмечал: «Кшесинская обладала и несомненным талантом, и умом, и редким практицизмом, и огромной волей. Невысокого роста, темноволосая, с мелкими чертами лица, пусть не отличающегося красотой, зато притягательной решительностью и надменным вызовом... она своей целеустремленностью и цельностью была особенно привлекательна...»
Ей поручали сольные партии: фея Кандид, Красная шапочка Аврора в «Спящей красавице» П.И. Чайковского, первая героиня в балете М. Петипа «Калькабрино» Л. Минкуса, фея Драже в «Щелкунчике» П.Н. Чайковского, Тереза в «Привале кавалерии» И. Армсгеймера и многие другие. Продолжилось ее плодотворное сотрудничество с хореографом М. Петипа, затем - с Н. Легатом. Появилось новое поколение балерин: А. Павлова, Т. Карсавина, Л. Кякшт, В. Нижинский и другие. Кшесинская пережила трудное время, однако выстояла. Она опять победила, в первую очередь своим талантом, хотя не последнюю роль в ее успехе играло то обстоятельство, что ее опекал в то время великий князь Сергей Михайлович. Матильду Феликсовну узнали и полюбили в Европе, благодаря зарубежным гастролям актрисы.
В 1911 году ее пригласил принять участие в Русских сезонах С. Дягилев. В это время он набирал труппу для поездки в английскую столицу. Вначале танцовщица отказалась, однако потом согласилась. Выступления Кшесинской в па-де-де из последнего акта «Спящей красавицы», в «Лебедином озере» и «Карнавале» вместе с партнером В. Нижинским имели большой успех.
В 1920 году Матильда Феликсовна покинула Россию и поселилась во Франции. По утверждению биографов, последнее выступление Кшесинской состоялось на лондонской сцене в 1936 году, когда ей исполнилось шестьдесят три года!.. Она триумфально станцевала «Русский танец» в гала-спектакле «Русского балета Монте-Карло».
В 50-х годах прошлого века в Лондоне учредили Федерацию русского классического балета, в которую вошло более десяти английских балетных школ. Кшесинская возглавила эту организацию. «В мае 1951 года она приехала в Лондон, - писал А. Соколов-Каминский, - присутствовала на экзаменах и отчетном представлении, участвовала в уроке характерного танца. Во время гастролей Большого театра в "Grand-Opera" Кшесинская посетила выступления москвичей». В преклонные годы Матильда Феликсовна продолжала работать, написала воспоминания, изданные на нескольких языках. До своего столетия легендарная танцовщица не дожила всего один год...