Жига
ЖИГА — быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, до сих пор сохранившийся в Ирландии. Исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которую за необычайно выпуклую форму прозвали «жига» — окорок. На Британских островах известен с XV века (родственные формы — хорнпайп, рант, рил). Первоначально жига была парным танцем; среди моряков распространилась в качестве сольного, очень быстрого танца комического характера. Вскоре проникла и в профессиональную музыку. Пьесы под этим названием встречаются в английских вёрджинальных и лютневых сборниках XVI века.
В XVII веке стала популярным салонным танцем во многих странах Западной Европы. Также вошла в качестве заключительной части в состав барочной инструментальной сюиты. При этом развитие ее шло различными путями.
Во французской лютневой музыке XVII века получила распространение жига в 4-дольном размере с одноголосным началом и гомофонным или имитационным продолжением.
Во французской клавирной сюите представлен в основном иной тип жиги — в умеренно-быстром темпе и размерах 3/4, 6/4, 6/8, 3/8 (Ш. Шамбоньер, Л. Куперен, Ж. д’ Англебер). Пунктирная ритмика и полифонизированная фактура сближали этот тип жиги с французскими танцами лур и канари (жиги подобного рода встречаются и в балетах Люлли).
В итальянской скрипичной музыке середины XVII века жига характеризуется господством гомофонного склада, более сглаженным, триольным ритмом и широким применением фигураций. Преобладали размеры 6/8, 9/8, 12/8, в отдельных случаях — 4/4 с триолями. Темп еще более ускорился (vivace, presto).
Немецкая жига складывалась под воздействием французского и итальянского видов. Характерная разновидность немецкой жиги — так называемая фугированная жига, сформировавшаяся в творчестве И. Я. Фробергера. Ее отличают фугированная разработка темы и введение 2-й части, построенной на обращении основной темы.
Хотя различные типы жиг сосуществовали даже в творчестве одного композитора (например, у Баха), на рубеже XVII—XVIII веков общеевропейское значение приобретает итальянская жига (большинство жиг Генделя относится к итальянскому типу). Именно она вошла в качестве заключительной части в предклассическкие сонаты и сюиты А. Корелли, А. Вивальди, Ж. Ф. Рамо (Вивальди Соната для скрипки Ля-мажор). У Баха помимо жиг обоих типов встречаются образцы, с трудом поддающиеся классификации.