Аллеманда
АЛЛЕМАНДА (франц. allemande — немецкий) — старинный танец в умеренном темпе и четном размере (чаще всего 4/4), с плавной, закругленной мелодикой. Принадлежит к парным массовым (хороводным) «низким» (беспрыжковым) танцам.
Время возникновения точно не установлено. Как бытовой и придворный танец появилась в Англии, Франции и Нидерландах в XVI веке; к этому времени относятся и самые ранние сохранившиеся записи и издания. Позднее распространилась и в других европейских странах.
Происходит от фанфарообразной трубной музыки — Интрада (Entree, Intrada), исполнявшейся при вступлении сюзеренов в город или замок. Со временем интрады сменились в закрытых помещениях паваной — торжественным, придворным танцем, выходом сеньоров, с которого начиналось любое придворное празднество. С развитием собраний, носивших более общественно-городской характер, павана стала приобретать более непринужденный характер, ее темп ускорился, и она трансформировалась в аллеманду.
Аллеманда была известна уже во времена Франциска I (1515 — 1547) и продержалась в этикете до начала XVIII века. Открывая придворные празднества при дворах владетельных сеньоров, она, как и павана, сопровождалась взаимными приветствиями и короткими репликами. Нередко соединялась с более быстрым 3-дольным танцем (куранта и др.).
В XVII веке вошла в сольную (лютневую, клавирную) и оркестровую сюиту в качестве обязательной 1-й части. Утратив песенно-танцевальные черты, она стала торжественной вступительной пьесой в медленном темпе, часто с затактом и полифонизированным складом. В 30-е годы XVIII века вышла из употребления.
Во второй половине XVIII века название «аллеманда» стало применяться к новому немецкому 3-дольному танцу в подвижном темпе, более известному как дойче или тедеска .