«Философия спортивного танца»

th (14)

Даже талантливый танцующий человек может быть потрясен от того, что ему удалось ритмически, под музыку, станцевать какое - то не запрограммированное параграфом движение. И не только танцующий человек. К сожалению, это свидетельствует о дилетантстве и частичной деградации личности в искусстве.
Если не прикрываться высоко - патетической фразеологией о глобальных целях служения человечеству, можно сказать, что все люди живут ради того, чтобы получать удовольствие от самого процесса жизни. И здесь нет ничего плохого, излишне приземленного, если рассматривать процесс, как движение жизни. Иногда, мы даже говорим: "Вон, как птичка радуется... Вот, учитесь..." Она, действительно, радуется природе жизни, получает удовольствие.И, поэтому, в принципе, любое дело (чем бы мы не занимались), когда мы получаем от занятия удовольствие и забываем обо всем на "свете", всегда будет нам интересно. Танец всегда, для любого человека, будет интересен и познавателен (включая зрителя), если во время танца танцующий испытывает удовольствие. Интересно, а когда танцор может испытывать наибольший "накал страстей", почти эйфорическое состояние и восторг, т.н. "кайф" от танца? Профессионал скажет: "Тогда, когда человек освоит азы движений, фигур, поз и т.п. Когда, всё это грамотно и с музыкальным вкусом, ритмически увяжет композицию танца (в т.ч. рисунок танца) с мелодией и её характером. Естественно, необходима титаническая работа над совершенством физики организма, для того, чтобы мышцы тела танцора были ему абсолютно послушны. Тогда, танцор сможет чувствовать нечто подобное эйфории, восторгу от своих движений, своего танцевания." Теоретически - всё просто.
Но, оказывается, что и дилетант, ранее не развивающий вообще никакие части тела, случайно начав танцевать, вдруг, попав в такт (ритм), или, элементарно, в музыку, неожиданно может испытать такое вдохновение, такое душевное состояние, что просто забудет обо "всём на свете". А произошло то, что называется - попасть "в себя". Каким образом? Это не понятно. То ли, начинающий танцор попал в определенную амплитуду самих движений. То есть, амплитуда его конкретных движений совпала с амплитудой природной, на которую рассчитано его тело. То ли, танцор так повернулся в пространстве, что его тело приняло такую форму, когда все его части тела стали наиболее гармоничными относительно друг друга. Пока, это точно не известно. Одно ясно, как конечный результат: человек попал "в себя".
Отсюда, напрашивается следующий вывод: для того, чтобы танцы были интересны всем - учитель должен с самого начала интуитивно почувствовать физическую природу незнакомого человека, чтобы вовремя подсказать своему ученику, какие именно, только ему присущие, он должен совершать движения, которые "навеки" могут вызвать у последнего состояние эйфории. Очевидно, это будет происходить через элементы запоминания приобретенных положительных, присущих индивидууму, танцевальных навыков. И на каждом занятии, начинающий танцор будет стремиться закрепить свои приобретённые изначально оптимистично - положительные эмоции. И рассуждать будет, примерно, следующим образом: "Я буду "пахать", проливать "тонны" пота только лишь для того, чтобы вспомнить и запомнить те ощущения от танца, которые я прочувствовал в той или иной степени, например, месяц или год назад..." Интересно, что восточные методики тренировки и воспитания спортсмена отчасти это делают. Почему, например, в восточных единоборствах (таких как ушу, тайцзи - цюань, цигун, каратэ, сумо и др.), принято, чтобы ученик ходил и боготворил учителя? Учитель, в буквальном смысле, пренебрегает учеником, а ученик за ним ходит по пятам. Почему? Потому что, при первом же занятии с учеником, учитель "не говоря лишних слов" показал ему нечто такое, что соответствовало индивидуальной структуре тела спортсмена. А подтекстом и рефреном звучит: "А, теперь, ты сам будешь ходить за мной 5 лет, а мне на тебя глубоко "плевать".
В танцах специфически - индивидуальный контакт существует крайне редко. Возникает проблема танца: как воспитывать учителей, которые будут видеть (а, иногда и предугадывать) и воспитывать физическую структуру учеников? Потому что, без этого, слово "учитель", по большому счету, теряет всякий смысл. Педагог может владеть большим объёмом знаний. Но, если учитель превращает познавательный процесс для ученика в пытку, в каторжную работу на "плантации" - грош ему цена. Другое дело, если над этой каторжной работой горит, как путеводная звезда, то самое попадание "в себя", которое тренер показал занимающемуся в начале познавательного пути последнего. Человек - это высочайшая структура общества. И если у него смыслом озарён самый тяжелый образовательный процесс, ему любой каторжный изнуряющий труд не будет казаться тяжелым бременем.
Итак, как всё же формировать учителей, которые смогут изначально, или на каком - то этапе своей творческой деятельности, видеть физическую структуру человека? На этот вопрос можно ответить не однозначно и, даже, отрицательно. То есть, например, что никак, не сформируешь. Бесполезно. Почему бы и нет? Ведь пытался же в своё время знаменитый футбольный вратарь и тренер Лев Яшин воспитать, прошедшего качественный отбор лучших из лучших, сделать своим приемником Владимира Пельгуя. В итоге, по всем спортивным параметрам, Пельгуй даже близко не "подошел" к Яшину. Хотя, Лев Яшин его пестовал, опекал как мог, передавал знания... Это, один из примеров, когда не смог талантливейший тренер и наставник передать талантливому ученику, именно нечто своё, что неосязаемо, что не "потрогаешь руками"...
Выскажу, далеко не бесспорную, свою точку зрения, что таких учителей формировать нужно и должно. Ведь, человек, помимо всех прочих качеств, это - своеобразный компьютер. И, если, с самого начала , человека озадачить информацией - мыслью, что, например: "Вы пришли на курсы тренеров, как бывший партийный руководитель Графства Шереметьевых, и, главное, чему вы должны научиться, так это вот чему: вы должны научиться видеть в учениках их физическую структуру. И не только в учениках. Пожалуйста, встаньте в пары и начинайте определять. А, теперь, поменяйтесь парами и создайте новые характеристики..." Если это происходит на уровне школы, то диалог может получиться несколько иным: "Почему, ты Петя (Вася) не заметил того, что должен был бы увидеть? Почему, я заметил, а ты нет? А, если ты ничего мне не напишешь, или не дашь должной характеристики, тогда, только, я тебе объясню. А, так, я буду ждать, пока ты сам не сообразишь. Я верю в твои скрытые возможности работы мысли, развитое воображение и оптимистичное перспективное рассуждение. И т. д. и т. п..." Кстати, очень может быть, что и наставник, иногда, будет оказываться в тупиковом положении: "Я вижу, что ты это не увидел. А причину я бессилен объяснить." А вот, в дальнейшем, наступит время корректировки и анализу структурной физики тела со стороны таких корифеев, как Льва Яшина, или, например, Станислава Григорьевича Попова. Или, может быть, Александра Викторовича Машкова. Всё зависит от настроения последних. Возможны и другие нюансы. Но, главное, что суть метода одна. Поскольку, человек - это компьютер, озадачивать можно всех и вся, можно создавать, даже, целые программы - селекции. То есть, провели 2 - х месячные курсы с одной группой (задача та же - изучение структуры физики тела танцора), знания и опыт, по возрастающей прогрессии (примерно, к 5 - му месяцу курсов), увеличатся по текущему вопросу в 2 - 3 раза. Таким образом, значение коэффициента знаний будет постоянно расти. Это только материалисты считают, что сформировавшиеся знания и задачи можно прировнять к некой константе. А, на самом деле (точка зрения идеалистов), задача растекается по пространству, она эгрэгоры программирует. Воздух уже насыщен этой задачей: все должны научиться одному - видеть физическую структуру. Ученика, тренера, окружающих людей. А, поскольку, среди спортсменов много фанатов, то есть надежда, что люди смогут скоро посмотреть на мир "другими" глазами. Значит, если будут фанаты и поставленные целевые структурные задачи, появится новая призма видения основ танца. Галина Уланова как - то рассказывала, что благодаря многочасовой работе с балеринами, у неё открылось видение скрытых одеждой всех мельчайших форм (мышц) тела у людей, едущих с ней в транспорте.
То есть, у человека в глазах появляется некая призма, сквозь которую он начинает в другом изометрическом измерении смотреть на этот мир и, в особенности, на мир искусства, мир танца. И, вот тут, начинается работа. Если, эти вновь обученные ребята - танцоры (тренеры) начнут не только в зале или на сцене, но и в жизни искать везде возможность увидеть эту структуру, то они и научатся видеть эту структуру и применять её практически. Будет создано целое поколение новых танцоров - педагогов, из которых, в дальнейшем, выйдут талантливые и с большой буквы Учителя. Последние будут направлять информацию не "мимо себя", а "в человека". В конце - концов, кости, мышечная масса, размеры тела у людей отличаются. Не говоря уже о том, что одни люди рождаются стайерами, а другие - спринтерами. А, есть и определённая кагорта труженников - пожизненные марафонцы. К сожалению, особенно в последнее время, спортсмены традиционных видов спорта и спортсмены - танцоры воспитываются и, даже, выступают "мимо себя": копьеметатели бегут спринт, ядротолкатели насилуют штангу, танцоры "латинисты" танцуют только стандартные танцы и наоборот. И все забывают, что в любом виде спорта, за основу надо принимать умение учиться видеть физическую структуру человека, анатомическое и психо - эмоциональное строение тела.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: